День добрый, уважаемые посетители первого Яйского сайта. Про медицину посты у нас были уже неоднократно, поговорим немного и о другой, не менее важной сфере: об образовании. А если быть конкретнее — о новой системе начисления зарплаты учителей.
Далее…Рассмотрим её плюсы и минусы… ну, и попытаемся проанализировать отдельные моменты.
Буквально на прошлой неделе в газете «Наше время» от 26-ого числа было опубликовано интервью, взятое у Герасименко Тамары Геннадьевны, с ним вы можете ознакомиться, проследовав по этой ссылочке Интервью. Надо сказать, оно вызвало немалый шок, если не у всех, то у большинства учителей. И ведь неспроста, есть чего опасаться…
Итак, о новой системе оплаты и её истоках. Разработана эта система оплаты в Институте проблем образовательной политики «Эврика». На сегодняшний день зарплата учителя, грубо говоря, делится на две части: первую часть 75% учителя получают в обязательном порядке…, а остальные 25% составляют, так называемый, надтарифный фонд, и, как я понимаю, этот фонд должен так же идти на зарплату учителям, кому-то больше, кому-то меньше — в зависимости от творческих успехов и заслуг… Однако… в некоторых школах учителя этого фонда вообще не видят, либо получают деньги на руки, со словами «мы вам даём на 1000р. больше, а вы их нам верните». С приходом же новой системы этот самый надтарифный фонд вырастет с 25 до 40%. Отсюда собственно и вытекает первый страх учителей: «…..раньше хотя бы 75% гарантировано получали… а теперь только 60%…..». Думаю, этот страх не оправдан: во-первых, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», а именно его пятомому пунктику, заработная плата по новой системе, при учёте выполнения того же объёма работ, той же квалификации, ни как не должна быть меньше получаемой ранее. (Для желающих ознакомиться с этим постановлением ссылочка Постановление). Что же касается стимулирующей части фонда оплаты труда: т.е. 40%, этой частью нынче будет распоряжаться «школьный совет», который будет решать, какому учителю больше денюжек начислить….. а в совет этот будут входить Учителя, общественность, родители и ученики. Вот тут уже становится страшновато мне — ученики и их родители решают сколько получит учитель. Все представили? Думаю, читатели старше школьного возраста, вспомнят, сколько раз в институтах, да и просто по жизни вы с благодарностью вспоминали строгих учителей, которые с вас три шкуры, что называется «сдирали», но все-таки дали отличную базу знаний! Вспомнили? А теперь задачка посложнее. Попробуйте вспомнить, что вы думали об этих учителях когда ещё учились? Наверняка, многие из вас их буквально-таки ненавидели! А ваши родители? Да разве они могли испытывать какие-то положительные эмоции к злостной «учителке», которая травмирует нежную психику их «золотца ненаглядного»? Ну как? Припоминаете? А теперь подумаем: что же будет теперь? А теперь учителя вынуждены будут лебезить и чуть ли не в присядку танцевать перед детьми… И, конечно же, ставить как можно больше пятёрок! Школьник (и так нынче не прост) получив такой рычаг воздействия на учителя и вовсе оборзеет. При таком раскладе, мы, вместо нормальных подготовленных выпускников, получим кучку инфантильных малограмотных переростков… Ведь вместо строгой требовательной учительницы у них будет добрая заботливая няня. Искренне надеюсь, что мнения родителей в этом совете будет далеко не первостепенным, а ученики и вовсе будут присутствовать «для галочки», для их же блага.
В интервью Т.Г. Герасименко, «Учителя набирают баллы за то, что их ученики участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах…» согласно количеству этих баллов будет определяться сумма которую получит учитель из стимулирующего фонда. А не находите ли вы, что это как-то совсем не актуально для учителей начальных классов? Или у нас первоклашки в олимпиадах и конкурсах участвуют? И как же быть «началке»?
Теперь ещё один момент внедрения новой оплаты труда учителям. Подушевая системы оплаты. Теперь, чтобы учителю получать полную ставку, в классе должно быть не менее 25 человек. В противном случае — зарплата будет снижаться. Судя по опыту Самарской области, если учеников будет больше, будет повышаться. В общем-то, идея в своей основе не так уж и плоха… Но, копнём немного глубже; а так же попробуем обратить наш взор в будущее….
Трудность первая: есть у нас класс отборных отличников и класс закоренелых двоечников.. Ну и как вы думаете? Одинаковые условия труда у нас получатся у учителей этих классов? А то, что у нас учителя часто бегают по родителям с целью «забронировать» в свой класс деток поумнее, это, ой как не ново — лично наблюдал. В итоге, учитель, который, может быть, и менее талантлив, но более проворлив, получает более лёгкие условия труда. А так как его класс будет показывать явно лучшие результаты — ещё и зарплата у него будет повыше…. Несправедливо однако… Но это так, цветочки. Спросите, где же ягодки? Неужто не догадались? А где же взять-то такую наполняемость? А вывод прост… сокращать число классов… Число учителей… Ну и, конечно же, упразднять сельские школы… детишек будем в сёла покрупнее да в посёлок на автобусах возить… Одного только не пойму, а что же будут делать уволенные учителя? Где им работать? И что же будем делать, когда придут детишки, которые нынче сады переполняют…. Вот, Тамара Геннадьевна, обещала, что постараются сохранить сельскую школу… Интересно. Ну ладно, если ещё здания сохраните! А как учителей сохранять будете? Тех, которых трудоустроить не удастся? Любой человек, отстранённый от работы на длительный период, теряет квалификацию, к тому же у нас: что ни год — то новая программа, что ни полгода — то новые требования к учителям… Что-то мне подсказывает, получится у нас ситуация такая же как сейчас с детскими садами….
Ну, что-то я всё как-то больше о минусах. Есть же и плюсики… Судя по тому, что мне удалось найти в сети, эксперименты по внедрению данной системы, по крайней мере в Самарской области, прошли весьма удачно, зарплаты учителей повысились на 30%. Также, на мой взгляд, очень важным является тот момент, что данная система оплаты даёт возможность получать достойную зарплату молодым учителям. Ведь разряды теперь отходят на второй план, оценивается качество работы….
Надеюсь, на деле всё окажется куда лучше, чем представляется мне сейчас, плюсики вырастут до огромных плюсов, а минусы и вовсе сведутся на «нет».
Вот такие, собственно, мысли по этому поводу крутятся в моей голове. Если не жалко — поделитесь вашими.
(текст откорретирован. В-РЕДактор)

Судя по грамматике, Вам не повезло с учителем русского языка?
Это вопрос или утверждение? По форме похоже на утверждение, но почему-то в конце стоит знак вопроса и разве положено после запятой с большой буквы писать? 🙂
Вообще, всё скорее с точностью до наоборот, учителю русского языка не повезло со мной. За грамматику прошу извинить, если ошибки режут глаза, перечислите их, я обязательно исправлю, мне не трудно.
Я прошу прощения у всех абонентов… Просто не успел отКОРРЕКТировать статью….
В-РЕДактор