Суббота, Март 22nd, 2008 | Author:

Одна из главных достопримечательностей района медленно разрушается, будучи никому не нужна…В очередной раз (это стало для меня почти традицией), побывал я в селе Ишим на развалинах старой церкви, построенной в начале 18 века.

Вернувшись решил поискать в интернете хоть какую-то информацию о ней, но так и ничего не нашел. Есть лишь упоминание о ней как об одном из объектов Яйского района.

Для тех, кто ещё там не был рекомендую обязательно там побывать, летом там очень красиво, к тому же расстояние до нее всего лишь около 45 километров. На фотографии дорога в с. Ишим.

Если взять с собой верёвки, то при желании любой физически подготовленный человек сможет забраться на башню церкви. Оттуда открывается великолепный вид на окрестности села и на реку Яя…

Как видно на фотографиях церковь эта построена из кирпича, да так надежно сделана, что большевики после революции не смогли её полностью разрушить, вот так после этого она и стоит полуразрушенная… Очень толстые стены и и остатки кованой железной арматуры вызывают уважение к строителям того времени… Становится понятно, что строили тогда на века.

В 19 веке, да и в 20 наверное тоже, село Ишим было одним из очень важных элементов в инфраструктуре (если это можно так назвать) Иркутского тракта (ныне это трасса Р400, соединяющая Томск и Мариинск, часть будущей Северной широтной магистрали.). В с. Ишим находилась паромная переправа через р. Яя.

Пару лет назад через нашу местность проходил какой-то крёстный ход, в рамках которого у стен ишимской церкви был поставлен деревянный крест, с табличкой о названии и времени её основания (сфотографировать табличку поближе естественно никто не догадался).

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
19 комментариев
  1. avtor:

    Вот кое-какая историческая информация для любопытствующих есть по этой, действительно уникальной церкви, которую наши новоделы-фантаностроители пока никак не могут сковырнуть.
    …Одну из остановок наша экспедиция сделала в селе Ишим — еще одном исторически замечательном местечке Кемеровской области. Мы увидели здесь стены церкви, которые помнят Радищева, протопопа Аввакума, Чернышевского… По большим праздникам приходили в церковь жители ближайших сел, проделывая зачастую большие расстояния, по времени занимавшие 1-2 дня пути.
    В свое время Александр Радищев совершил в этой церкви, от которой теперь остались лишь развалины, молебен за победу русских войск в Крымской войне и поставил свечу за упокой своей жены. Московский тракт, где стоит село, был главной сибирской дорогой, которую не могли миновать ни ссыльные декабристы, ни народовольцы.
    На том же Сибирском тракте, построенном на костях каторжников, расположено село Колыон, по данным Томского архива, возникшее в 1760 году. Когда-то оно было очень большим и богатым, здесь работало 10 магазинов и два раза в год проводились крупные ярмарки. С тех самых пор и остались в этих местах купеческие дома. Знаменито это село и тем, что по нему проезжал российский император Николай Второй. Правда, чай пил он в Ишиме, а в Колыоне, хоть его и ждали, так и не вышел к жителям — проспал.
    Командир исследовательской группы «Исток» Николаев Стас рассказал о том, что с 1971 года в странах Европы экомузеи стали триединой моделью музея времени, музея пространства, музея деятельности человека. С 1990 года в Кемеровской области с целью сохранения историко-культурного наследия тюркоязычных народов Притомья и русских сибиряков по специальным проектам, разработанным творческим коллективом московских архитекторов (А.Г.Афанасьев О.Н. Артамонова) и кемеровских этнографов (В.М Кимеев и В.В. Ершов), осуществляется реализация проектов по созданию национальных экомузеев: телеутского «Чолкой», татарского «Калмаки», шорского «Тазгол», русских сибиряков «Село Ишим»- бывшего Сибирского тракта. Вместе с заповедником «Томская Писаница», Шорским национальным природным парком Кемеровской области и Телецким озером Алтая они могут стать основой единого туристического маршрута на юге Сибири. Главное назначение 4-х экомузеев Кузбасса — стать национально-исследовательскими центрами сибиряков, возрождающих свои жизненные ценности конца XIX – начала XX веков.
    — Планируются ли какие-то действия по сохранению исторических и архитектурных памятников, имеющихся на территории Кемеровской области?
    — Безусловно. У нас имеются такие замечательные памятники, как Томская писаница, Красная горка, комплексы деревянной архитектуры конца XIX — начала XX веков в Мариинске, посёлке Итатском, сёлах Ишим, Зеледеево, Мальцево, Проскоково и других поселениях на историческом Сибирском (Московско-Иркутском) тракте Кемеровской области. В 2003 году все они были внесены ЮНЕСКО в список шедевров мирового культурного наследия. И задача органов местного самоуправления — осуществлять контроль, следить, чтобы эти исторические памятники не были в аварийном состоянии, не оставались бесхозными.
    …Как наши местные власти за церковью следят, на фото без особых комментариев видно)))
    А вот еще к месту информация:

    Из воспоминаний кузбасской писательницы М. Кушниковой:
    — Ранней осенью 1981 г. попали мы в Ишим Яйского района. На фоне сизых клубящихся облаков руины каменной цер¬кви вздымали к небу полуразрушенные стены… У самых стен — капустные грядки. «Здесь погост был, так земля что хочешь родит!» — объяснили сельчане. Чья капуста? А председателя сельсовета. Пошли к председателю. Открыв калитку, увидели во дворе закутки, а в них штук 20 свиней, которые нас встретили, возмущенно всхрюкивая. Хозяева пригласили в дом. Очень радушно. Да, огород нужен, сами видите, свиней держать не¬где, так им, свиньям, участок свой отвели, а себе — грядки у церкви, потому что земля ох какая плодородная…

    И еще — это уже наше «позитивное» и «веселое» время:

    Водопровод прокладывают по… церковным могилам

    В Яйском районе Кемеровской области осквернили древние церковные могилы. И прямо по могильным костям проложили водопровод.

    Этот вопиющий случай произошел у стен старинной церкви в селе Ишим, где коммунальщики на улице Радищева прокладывают водопровод. Именно там экскаватор ЖКХ «ЮМЗ – 6», роя траншею и раскопал могилы, причем некоторые из них были в кирпичных кладках. Но это не смутило рабочих и прямо на останках, хладнокровно давя экскаватором и перемалывая полуистлевшие могильные кости, они продолжили свою важную работу. Местные жители рассказывали, что, по их мнению, в августе 2007 года здесь было осквернено не меньше пятнадцати — двадцати могил. Они не исключают, что на этом месте когда-то были захоронены и священники, ведь в одной из могил обнаружили бархатную одежду, расшитую золочеными нитями, в другой – церковное медное кадило. Несколько дней среди разбросанных могильных костей и черепов играли местные ребятишки, а коммунальщики продолжали и продолжают работать.
    Яйский священник отец Василий и благочинный из Анжеро-Судженска отец Николай вместе с участковым инспектором милиции, узнав о случившемся, сразу же побывали на месте древних могил.
    По мнению отца Василия, эти раскопанные захоронения действительно древние, по крайней мере — дореволюционных времен, гробы сбиты еще коваными гвоздями. Но судя по найденным останкам, пуговицам, например, и шитью на одежде, вряд ли здесь были захоронены только священнослужители. Ведь столько много могил одних священнослужителей просто быть не может! В кирпичной кладке и в дорогих одеждах с пуговицами, где можно было прочесть надпись латинскими буквами «Петербург» вероятней всего напротив бывшего церковного алтаря (в таком месте, как правило, и хоронили священников – прим. автора) захоронены и какие-то неизвестные знатные люди, может быть богатые благотворители, строящие в свое время церковь или помогающие ей. Характерных признаков захоронения священнослужителей не нашлось – даже крестов, которые обязательно клали в гроб к священнику. А могильные плиты с мест захоронений давно растащили по домам местные жители, и найти их сейчас уже невозможно.
    Священники все раскопанные кости собрали в мешок, аккуратно разложили в одной из могил и отслужили панихиду по всем усопшим на этом месте. Коммунальщики, продолжая работу, пообещали останки закопать.
    Похоже, что историческому месту нанесен непоправимый вред. И не только коммунальщиками. Ведь еще много лет назад дорожники здесь планировали автомобильную дорогу и бугор с кладбищем срезали, поэтому и некоторые могилы теперь оказались почти на поверхности земли.
    Власти Яйского района считают, что это место является собственностью епархии. И поэтому о случившемся они узнали не сразу.
    Отец Василий говорит, что эту территорию возле ишимского храма нужно огородить и вообще не проводить там никаких работ. По его мнению, подкрепленному воспоминаниями старожилов, здесь вполне могло находиться церковное или сельское кладбище. А заниматься сохранением исторического места должно управление культуры.
    Кто конкретно будет в ответе за оскверненные могилы наших предков, выяснить пока так и не удалось. Но вопиющий факт надругательства и безкультурия, как говорится, налицо.

  2. Котова:

    Жуткое дело!Слов нет..

  3. бывший:

    Удивительно, но Яйские чинуши не следуют политмоде.Ни тебе увлечения теннисом при Ельцине,ни самбо при Путине.Про возвращение к Вере Православной и говорить не приходится.Так откуда же возмется забота и внимание к историческим местам и памятникам? Какой с этого откат? Быстрее,больше и сейчас же — девиз местных управленцев.

  4. prianik:

    бывший: А может при Мишке плавать будем!!! (в фонтане:))

  5. prianik, А что наш «избранный, но ещё не вступивший в должность» президент плаванием увлекается?

  6. prianik:

    Saniok: я так понял из уст агитаторов

  7. Сергей:

    Как печально! Мои предки в селе Ишим 150 лет назад жили, интересно было бы историю узнать, но историкам такие села не интересны, наверно? А есть ли потомки тех жителей, которые жили в селе?

  8. Алексеев Евгений Генадевич:

    Уважаемые жители Яя прошу собшить о проживаний в поселке Алексеева Геннадия Ивановича 1957 г. рождения.

  9. Марина:

    Я преподаватель литературы в колледже, давно занимаюсь историей Спасской церкви в Ишиме, могу помочь с информацией о истории села, Московско — Иркутского тракта и самой церкви.
    Церковь на самом деле в плачевном состоянии! Побывав в селе Ишим, встречаясь со старожилами, проезжая по Московско – Иркутскому тракту, видишь, в каком плачевном состоянии находятся те места, которые хранят тайну веков. Хочется верить, что настанет время, когда в Кузбассе будут организованы туристские маршруты, будут восстановлены церкви и дома. Только зная свою историю, будешь бережно относиться ко всем ценностям, оставленным нам временем.

  10. Сергей Альков:

    Уважаемая Марина! Интересно, бы , с вами пообщаться, конечно, насчет истории села Ишим.Мои предки в 20-х годах выехали из данного села, поэтому, я ничего не знаю! Мой Email: serg-mine@yandex.ru\

  11. Алена:

    Уважаемая,Марина!Не могли бы вы поделиться информацией по истории Московско-сибирского тракта и сел, через которые он проходил. Мой email: alenalebede@yandex.ru. Помогите, пожалуйста

  12. Андрей сотников:

    Здравствуйте, Марина!
    Интересуюсь церковью в Ишиме, включил ее в сайт Забытые храмы руси. Можно с вами списаться?
    tata991@rambler.ru

  13. Наталия:

    Я впервые попала в Ишим в 1993году и тода церковь меня заинтересовала. Данные о ней удалось найти недавно на одном из сайтов Кемеровской епархии, открыта на была в 1805году, в селе в то время проживало около 3тыс. человек. Самое поразительное то, что там пишут: «…Церковь находится в стадии отделки» кощунство, тем более могу предоставить фото снятые в мае 2010 и они ничем не отличаются от Ваших.

  14. Ульяновский Э.Ю.:

    Помню лет 30 назад в церкви кованные решетки почти на всех окнах стояли. 11 сентября 2010 года был там, фотографировал. Впечатление прескверное. Вроде и в Бога у нас многие «заверили», а состояние храма все хуже и хуже с каждым годом…

  15. Здравствуйте, Марина! Мы тоже разыскиваем информацию о Московско-Сибирском тракте. Хотим проехать по этому пути, насколько это возможно. Если Вас не затруднит, поделитесь Вашими знаниями, а мы можем в обмен потом поделиться фото и другими материалами после поездки. Мой адрес: smysel@kvadro.net

  16. Александр:

    >Мы увидели здесь стены церкви, которые помнят Радищева, протопопа Аввакума, Чернышевского…
    >В свое время Александр Радищев совершил в этой церкви, от которой теперь остались лишь развалины, молебен за победу русских войск в Крымской войне и поставил свечу за упокой своей жены…
    Даже если сильно не напрягать мозги, то можно понять, что А.Радищев (не говоря уже об Аввакуме) здесь, в храме, быть не мог. Да и в самом с.Ишим тоже (вероятно, путаница с г.Ишимом)…

  17. Марина:

    Не знаю, как протопоп Аввакум, но А.Н. Радищев мог быть, и скорее всего был в Ишиме, и не в городе, а именно здесь. Когда он возвращался из ссылки, из Илимска, он делал записи, которые существуют и сейчас. Его впечатления выльются в «Дневник путешествия из Сибири». Он описывал весь путь, называя все населенные пункты, которые проезжал, описывая жизнь жизнь простых людей и свои впечатления. По его записям можно проследить путь возвращения из ссылки. Вот некоторые цитаты из «Дневника путешествия из Сибири» Радищев встретит пономаря – безбожника и эту встречу зафиксирует:«В Калыеве (сегодня Колыон, рядом с Ишимом) нашел пономаря- балагура от церкви Спаса на Яе в стороне. Ему на вино, он хотел поминать в церкви или на кабаке. Воды берут в ямах за две версты. От Калыева до Ишимов на Яе, где есть несколько старожилов, и по Яе селения. Дорога такова же березниками и еланями..
    До Ишимов, старожилы и посельщики, 22 версты. За разгонами и худой дорогой едем тихо. Перед Почитанкою встретились с Дъяконовым, бывшим секретарем Пиля. Насилу разъехались».
    Еще прошел день. 5 марта: «В Ишимах пили чай, время выяснивало.» Значит, Радищев не просто проезжал, но останавливался здесь и, по преданию, заходил в местную Спасскую церковь. Но это еще был первый, деревянный храм. Спасская церковь была построена до 1781 г.

  18. Смею вас уверить, в городе Ишиме (Тюменской области) Радищев действительно не бывал.

  19. Юлия:

    Церковь-это достопримечательность села Ишим,а не Яи как многие пишут.Нашу церковь ещё очень давно хотели отремонтировать,но у всех не хватало смелости вложить в нее свои сбережения!К сожалению церковь со временем разрушается!

Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>